Вынужденный Кавказ 2020: альпинистские маршруты в Софийском ущелье

Про сам Архыз и маршруты рядом я уже немного писала. Раз, два. Все тропинки есть на maps.me или mapy.cz, правда, некоторые слегка заросли.

За альпинистскими маршрутами надо прокатиться в соседние ущелья. Там, конечно, есть и пешеходных (их тут вообще много). Следить надо только за тем, требуется ли в данное ущелье пропуск. В Софийское ущелье пропуск не нужен. До поляны Таулу доехать можно на любой машине, хоть и асфальта там уже нет. Здесь есть парковка и можно оставить машину. Дальше до начала маршрутов некоторые идут пешком, но это очень унылая прогулка вдоль джип-дороги, а джипов там сейчас много, они постоянно проезжают и пылят. Некоторые отчаянные люди проезжают эту дорогу и без джипа, но есть несколько мест, где без опыта это сделать не получится (возможно, без полного привода тоже). В общем, до начала маршрута рекомендую взять джип. Стоит он 3000-3500 за машину, влезает 4-6 человек (в одну сторону или туда-обратно, если вы поедет через часок, другой). Цена одинаковая, что от поляны Таулу, что из Архыза, поэтому выгоднее, чтобы забрали из дома. До конца ущелья от поляны Таулу около 10 км. Часть маршрутов начинается раньше.

Большинство альпинистских маршрутов надо идти с подходом и ночевкой под маршрутом. Что мы и сделали.

4 августа 2020 года
Проехали на машине чуть дальше поляны Таулу – до Софийской поляны, оставили ее на стоянке кемпинга и оттуда пошли до начала нашего маршрута (до него оставалось километра 4, брать джип не захотели).

Базовый лагерь у озера Верхняя Запятая или Сапожок.
Суммарный набор высоты 1467 м (перепад 1575-2800 м)
Длина маршрута 10 км
Время: 7 часов

Один из плюсов Архыза – шикарные разнообразные цветочные поля где-то с 2000 до 2600 м.

Переход через р.Софию в конце ущелья по мосту, в остальных местах чаще всего по бревнам (не были уверены, что там не брод, но туда и обратно в разных местах нашли бревна, хоть одно и не совсем там, где указано на карте)

Это не самый популярный маршрут в ущелье, поэтому видели только одну палатку у Нижней Запятой, а шли целый день одни. Виды отличные.

На ночевках было еще три палатки, но мест там много.

По вечерам приходят горные козлики. Стадом. К ним привыкаешь и перестаешь реагировать. К сожалению, мусора от туристов прилично.

5 августа 2020 года
Проспала ночью медведя! Мужики из соседних палаток его прогнали.

Вершина Пештера 2б по западному гребню
Перепад 270 м (2800 - 3070 м) (похоже на учебно-тренировочный маршрут, когда надо вроде бы отдохнуть, но и что-то полезное сделать)
Подъем 3.30, спуск 20 минут.
Выход 8.30 вершина 12.00 лагерь 13.45 Очень не спеша. Маршрут логичный, можно даже без описания. Подход под маршрут 20 минут. 1.20 просидели на вершине.

Вечером опять приходили рогатые, а ночью мы пугали предположительно медведя, не выходя из палатки (очень лень было выходить и смотреть, кто там шумит). Вообще, на этой высоте их обычно не бывает, тем более в лесу полно малины, но туристы оставляют много еды.

6 августа 2020 года
Вершина Сазарукова по южному гребню 2А (с перевала Караджаш) (есть еще пара вариантов наименований: в гребне несколько вершин и на некоторых картах названия перепутаны).
Перепад 330м (2800 м - 3130 м)
Подъем 2.55 часа (50 минут до перевала).
Спуск 2.05 ч.
Выход 8.07 - вершина 11.00 - лагерь 14.05

Маршрут преимущественно по гребню, шли без страховки, ближе к финалу организовали страховку при проходе небольшой стенки и еще в паре мест на несколько шагов.

Спуск, возможно, был неправильный: 2 дюльфера по 25 м (брали только 1 веревку) прямо с вершины, потом по травянистым полкам и сыпухе вниз, выход на перевал Караджаш и «домой».

На соседнюю гору пошел паровоз (внимательные найдут на фото)

7 августа 2020 года
Утром встали, позавтракали, собрали вещички и пошли вниз по другому маршруту (через Софийские озера), но с выходом на ту же джип-дорогу.

Спуск 1100 м (2800 м – 1700 м)
Набор 175 м
Длина маршрута 9 км
Спуск до дороги около 4 часов, и минут 30-40 шли по дороге, пока не поймали джип доехать до нашей машины.
Выход в 9.40 – дорога (и немного по ней) до 14.20

У Софийских озер встретили знакомых, они спускались по маршруту, по которому мы пришли.

- Мне кажется, то, как ты держишь руку, водители не замечают, - говорю я, когда мы уже минут 30 шли по дороге, а джипы, возвращающиеся с туристами, но иногда со свободными местами, на нас не реагировали.
- Не нравится, лови сама.
Я не оборачиваясь подняла руку и, как бывает в таких случаях, первая же машина остановилась.

Немного веселой езды в открытом джипе стоя, и мы у машины. Денег – сколько не жалко.

Потом мы съездили за пропуском и сходили в другое ущелье, но про это я расскажу отдельно, в этом же ущелье мы пытались сходить на Софию по 3А уже не в рамках отпуска, а в рамках выходных дней.

29 августа 2020 года
В этот раз воспользовались джипом от дома. Доехали почти до конца ущелья. Ехать 1 час.
Ночевка под Софийским западным ледником (народ чаще стоит на песчаных, они отмечены на карте и на 50 м ниже, но нам тут понравилось больше).
Набор 910 м (1950 до 2860)
Длина 5 км
Шли 4 часа (10.00-14.00)

Первый час на маршруте много народа, сюда приезжает большинство туристов, которые хотят не просто посмотреть на Софийские водопады, а пройти более менее приличный маршрут, например, к Софийским озерам. Но после первых водопадов наши дороги расходятся в разные стороны.

На месте для палаток опять они.

30 августа 2020 года
София 3А (или уже не 3А)
Вышли в 6.30, спустились в 19.20 и никуда не зашли, кроме перевала Кожухова (2А, говорят).
До перевала перепад 2880 - 3300 (420 м) шли 2.40 (не связывались). Перед перевалом берг обошли, оттуда прошли одновременно. Есть несколько крутых участков.

Вид с перевала отличный

Лезть начали в 10.20, в 13.00 первому сказали, что на вершину не успеваем (точнее не успеем спуститься), пусть возвращается. Пообедали и пошли назад. Если несколько описаний, часть из них устарела: ледник растаял кулуар не проходной. Другой вариант маршрута без страховки тоже исполнять не хотелось. А третий вариант явно уже не 3А (нашлась даже пара движений на нависании, особенно, если вы не высокого роста), хорошо, что там кто-то вбил точки страховки. Первый там бросил рюкзак, встал на него и достал ручку, второй зажумарил с двумя рюкзаками, меня подтянули на веревке.

Хотели посмотреть спуск с перевала не через ледник (есть описание), но весь путь не просматривался, а идти по узкой полке над обрывом без гарантий, что спуск всё еще существует, не было времени.

В итоге с перевала 3 дюльфера (можно было бы первые два пройти, снег подтаял, но лететь, если что, в трещину, а точки крутить негде (поэтому и с ледовыми станциями повозились). После берга пешком за часок дошли до палатки.

31 августа 2020 года
Рано утром собрали вещи, 910 метров вниз до джип дороги за 1:50, там нас ждала заранее заказанная машина и мы поехали «на работу»:)

Все основные маршруты на карте. Желтым и фиолетовым – пешеходные маршруты или пешеходная часть маршрутов, оранжевым – альпинистская.

Tags: arhyz, arhyz2020, mountaineering, mountains, russia, russia2020, travel, travel2020, сaucasus, сaucasus2020

• книжное

Маргарет Этвуд. Орикс и Коростель Антиутопия и немного постапокалипсис. На земле, кажется, осталось не так много людей, в начале книги известно про…

Антония Байетт. Обладать Ученый Роланд находит ранее не изучавшееся письмо поэта Падуба, жизнь и творчество, которого исследует. Адресат –…

• книжное: нон-фикшн

Себастьян Расино, Трэн Чунг Ленг. Вкусный кофе - это просто Наглядно, преимущественно в инфографиках, о разных сортах кофе, способах заваривания и…