chertenka_13 (chertenka_13) wrote,
chertenka_13
chertenka_13

9 человек, не считая собаки и котенка, на скитуре в Сибири, 5-16 декабря 2018

5-6 декабря 2018
Вечером 5 декабря сели в самолет и рано утром были в Новокузнецке, запрыгнули в машину (очень быстро, на улице было -40, а на нас всего 1 одна пара не слишком теплых штанов) и поехали в Шерегеш. В Шерегеш мы приехали на несколько дней, чтобы размяться и опробовать новые снаряды перед поездкой на Казыр в этом же регионе.

Теперь у нас сноуборды превращаются в элегантные лыжи и наоборот, лыжи в элегантные сноуборды. Крепления новые, ботинки старые. Сама доска стала жестче и тяжелее. В сложных условиях пока еле ворочаю. Кому интересно, как выглядит процесс, то приблизительно так: https://www.youtube.com/watch?v=RCzRJ_xiyLA.

Катание в Шерегеше нас не очень интересовало, но размялись на трассах в первый день, поели и проспали 14 часов, т.к. в самолете и машине почти не спали.

В этот день нам достались остатки холодной недели - ночью до -40, но днем уже -20, а потом начало теплеть и через несколько дней было уже -12, что в Сибири вообще жара (серьезно, если активно двигаться, то можно ходить без куртки).
Фото Михаила Гринева



Немного шерегешских елочек




7-8 декабря 2018
Пытались встать в 7 утра, но не вышла, в итоге проснулись в 11, позавтракали, скатились с одной трассы и пошли тестировать как там сноуборд превращается в лыжи на морозе. Разобрали доски, нацепили камусы (специальная подкладка на скользящую поверхность лыжи для того, чтобы лыжа не скользила назад при отталкивании, держится на клее и крепится разными устройствами к верхнему и нижнему краю лыжи), достали палки из рюкзаков и пошли. Из-за того, что вышли поздно, далеко уйти нам не удалось, просто протестировали снаряжение. На следующий день аналогично, правда, бонусом удалось немного прокатиться вниз.












А в 1.50 ночи нас забрала машина и повезла к электричке в Междуреченск (около 230 км) и началось то, ради чего мы сюда приехали: второй бессонной ночи за 4 дня.

9 декабря 2018
В Междуреченске были около 6 утра, электричка в 7.27 одна в день. Чуть меньше чем через 2 часа мы выбросили вещи из электрички на станции 140 км. Еще две недели назад река тут не замерзла и люди переправляли вещи и себя на катамаране.
Фото отсюда

Но неделя морозов перед нашим приездом лишила нас возможности поплавать, поэтому мы сразу встали на лыжи и пошли к дому, а наши вещи забросил туда же снегоход.






Домики тут сейчас есть в ассортименте. В доме может быть повар или можно готовить самим, туалет на улице, есть баня, топят дом дровами (наверху, где все спят, бывает излишне жарко, чем холоднее на улице, тем жарче в спальне (иначе первый этаж в этом чуде архитектурной мысли не прогревается)), электричество от солнечных батарей и генератора вечером, связи в нашем районе нет никакой (кроме спутниковой) (в Лужбе, говорят, поставили вышку, это на две остановки раньше, там аналогичные условия, и, говорят, намного больше народу). До Лужбы в некоторые дни ходит еще одна электричка, а дальше только та, о которой я писала выше. В общем, живешь в избе, заходишь на соседние горки на лыжах/сплите и катишься вниз. Повторить много раз. Такое развлечение:) Можно еще ходить от избы до избы, но это уже другая история и требует более сложной организации (как минимум договориться со всеми избами и идти по графику).

Мы поехали сюда в декабре из-за инструктора, с которым уже катались несколько лет назад в Грузии, и чтобы до нового года (в начале сезона) попробовать наши скитурные комплекты. На декабрь вариантов со снегом, кроме Сибири особо нет (чтобы более-менее гарантировано снег уже был). А тут снег есть и часто хороший. Пухляк остается таким в течение долгого времени, даже если нового снега нет, т.к. минус и ночью, и днем, солнце снег не сильно растапливает, т.к. в лесу много тени и мало ветра. Но случайно может быть -40 всю неделю днем, как было неделю перед нами. Люди в такую погоду мерзнут, камус не клеется, лыжи вниз едут плохо. Про туалет на улице я вообще молчу. Но нам повезло: снег уже выпал, на солнце было красиво и тепло (большую часть времени приблизительно -10 днем, в последние пару дней навалило нового снега, стало не менее красиво, но более пушисто.


Отвлеклась. От электрички до дома около 3 км, когда дорога накатана, то можно дойти пешком, но на лыжах быстрее, а после снегопада - только лыжи, ну или выходить за несколько часов. Мы были в доме около 11.

Катаемся группой: 1 гид-инструктор и 8 человек (2 на лыжах, 6 на сплитбордах, гид тоже на лыжах).


Позавтракали и сразу опять по лыжам. Пошли на ближайшую горку, за полтора часа поднялись на 400 м (включая небольшой кусок обучения, рассказывали и пробовали разные виды разворотов на траверсе).


Я с лыжами не очень дружила, в детстве терпеть не могла (в прошлом году поняла почему: у меня в детстве не было удобной отдельной одежды, крепления тоже были ужасны на моих детских лыжах), после детства впервые покаталась и даже с удовольствием в прошлом году, но о технике там речи не шло, действовала интуитивно. Но тут довольно быстро втянулась.






Любопытно, что внизу у дома холоднее, чем на горе, т.к. рядом с рекой влажность выше.


Наверху перестегнулись (лыжники просто снимают с лыж камусы, те, кто на сплите помимо этого убирает палки, собирает сноуборд, в целом укладываемся минут в 10, включая всякие попить/надеть/снять одежду и т.п. мелочи) и поехали вниз. Уехали недалеко, потеряли одного участника, инструктор сходил обратно наверх, по следам вычислил, что он промахнулся и мы поехали вниз, встретили его на выкате к дому. Катание в лесу этим неудобно, особенно, если есть чужие следы, далеко не видно, не всегда понятна даже оговоренная линия.


Я так и вообще не люблю лес (и приехала в Сибирь, ага): плохо в нем катаюсь и не получаю удовольствия, легко потерять других людей, поэтому приходится часто ехать по следам, в отличие от больших полей, где (если не раскатано), можно выбрать всегда свою линию. А главное, не хватает видов, к пушистым елкам, точнее кедрам, быстро привыкаешь, хоть они и красивые.:)


Суммарный перепад за день: 407 м
Время: 3:12
Километров: 3,4
Спусков: 1
Карта:


10 декабря 2018
Подъем в 8, завтрак в 8:30, выход в 9:50 – стандартное расписание на ближайшие дни, поднялись сначала на ту же горку, что и в первый день, но съехали по другой линии. Заехали домой, перекусили и починили некоторые поломки, про ремонт расскажу ниже.


Второй подъем начали в 13:30 4 из 9 (включая гида) дошли за 2 часа (подъем с 350 до 950), остальные подтягивались еще в течение 50 минут, через час поехали. Потом народ, видимо, расходился (или первые устали:)) и разница между первыми и последними стала значительно меньше. Вниз по кулуару до реки, обратно пешком. Камусы решили не надевать, докатались по прямой (почти) до дома без них, только переключились на лыжи.
Дома были в 17:30 и сразу ужинать.




Суммарный перепад за день: 1330 м
Время: 6:20
Спусков: 2
Километров: 10,9
Карта:


11 декабря 2018
Выход в 9:50, возвращение в 16:10. Три подъема и три спуска. Сначала по старой дорожке наверх, но поднялись повыше до 900 м, съехали к другой горе, поучились сами тропить и выбирать линию подъема.








Спуски были очень приятные и пушистые по большим полянам, а не по лесу (объезд нескольких деревьев не в счет), но не очень длинные.



Выкат финальный к реке, оттуда на камусах до дома. Сравнила вариант с камусами и без по почти прямой. С камусами попроще, явно меньше сил расходуется даже на банальный толчек.
Вечером баня.


Сибирские шапки на пеньках


Суммарный перепад за день: 1320 м
Время: 6:30
Спусков: 3
Километров: 9,3
Карта:


12 декабря 2018
Выход снова в 9:50, на первом подъеме потеряли одного участника, зашел ровно на противоположную гору от той, куда ушла группа. Долго собирались. С нами сегодня весь день «каталась» собака: ходила вверх и вниз, даже немного тропила. Перекус требовала наглее остальных.:)


Ну что, затопчем полянку?










На втором спуске копали шурф, смотрели слои.
Собаке эта часть не понравилась, наверное, уже не раз слышала. Ушла домой без нас.


На обратном пути отлично спустились на камусах в режиме лыж. Погода все еще солнечная, а снег всё еще пушистый. Спусков без следов хватает. Вернулись в 16:30.

Суммарный перепад за день: 820 м
Время: 6:40
Спусков: 2
Километров: 9,4
Карта:


13 декабря 2018
Выход стандартный, поднялись недалеко, вспомнили, как искать биперы и вырыли пару видов убежищ, вернулись в 15:00. Всего один спуск.
Убежища, берем всех, даже с хвостами.




Потом еще у дома попробовали построить пару пещер, но снега для них оказалось недостаточно (нужно хотя бы пару метров слежавшегося снега), так что в наши пещеры поместились бы только мелкие животные.


Получился день отдыха. Собака опять ходила с нами.


Ужин, игры, кино после ужина – вечера тут довольно стандартны.

Суммарный перепад за день: 530 м
Время: 5:00
Спусков: 1
Километров: 5,3
Карта:


14 декабря 2018
Пауэрдей после и во время снегопада. Вышли в 9:40 вернулись в 17.05.














Три очень пушистых спуска, но много надо было тропить, все старые подъемы занесло, отдыхали мало (на перестегивании никого не ждали).

Следующие фото и видео Михаила Гринева










Я сделала мало фото во время катания, т.к. из-за низкой лавинной опасности едем всей толпой. Когда надо ехать по-одному, то фотографировать, и кататься попроще.

Вечером снова баня.

Суммарный перепад за день: 1250 м
Время: 7:40
Спусков: 3
Километров: 10,7
Карта:


15 декабря 2018
Ребята утром пошли еще разок катнуть, а я не пошла, снега навалило столько, что доска вниз едет только по прямой, а ты утопаешь по пояс ну и пытаешься весом заставить это всё ползти вниз. Прикольно, но в 3 у нас электричка, к которой мы еще три км пробежали на лыжах и даже немного потропили.






В этот день уезжали только мы втроем, т.к. хотели вернуться в Москву в воскресенье, а рейсы из Новокузнецка все только рано утром, обратная электричка только днем (тоже одна в сутки). Остальная группа уезжала на сутки позже.
Все маршруты на одной карты. Как наглядно видно, чтобы получить удовольствие на скитуре, много места не надо:)
">

Потом электричка, трансфер, отель.
Договариваемся о том, как будем грузить вещи в электричку с еще тремя ребятами (платформа длиной с автобусную остановку, до разных дверей дойти проблематично (провалишься по пояс):
- Так, двое заходят и принимают, а мы подаем, у меня вот в этом чемодане ноутбук, а в той сумке спирт, осторожнее, - говорит один из них.
На выходе аналогичная история.
- Напоминаю, что в том чемодане ноубук.
- А спирт?
- А спирта больше нет.

К отелю на разных трансферах подъехали одновременно.
- Ну что, двое внутрь, двое подают? :)

В ресторане отеля смешной дедушка. Очень вежливый, все готовит сам, заказы принимает медленно, выполняет по очереди каждому столу.
«У нас тут свадьба, там похороны, а я тут один не успеваю».
«Пиво записать на язык с хреном?»

16 декабря 2018
Рано утром улетели в Москву. Гостиница в аэропорту тут очень удобно расположена: взял доску и дошел до здания аэропорта (2 минуты).
Из-за 4-часовой разницы во времени к 12 утра по Москве уже три раза позавтракала, а потом меня ждал обед и ужин. Прекрасный день!:)

И немного информации
Жилье
В Шерегеше жили под горой в гостинице Паркоффка. Номера обычные, ремонт новый, на 1 этаже две кухни общего пользования с холодильниками, посудой и т.п. Завтракать (да и не только) удобно.

Гостиницу в Аэропорту Новокузнецка бронировать надо по телефону. Рекомендую делать это заранее.

Про дома на Казыре я уже писала выше.
Там мы жили с поваром и это правильно, потому что кроме перекуса во время катания не надо думать о еде, и она готова к определенному (заранее оговоренному часу), это удобно, особенно в больших и не знакомых заранее компаниях. Повар нас кормила завтраком (каша и бутерброд) и ужином (первое и второе), во второй половине недели договорились разнести по времени первое и второе, стало удобнее. А-то если в 5 уже всё съел, то остается до 10 вечера догоняться всеми сладостями, что под руку попадутся. Сладости и прочие перекусы (хлеб, сыр, колбаса) покупали сами (ребята из группы купили в Шерегеше), мюсли, орехи, белковые батоны и прочее, что хорошо идет на горе, каждый покупал себе сам.


Каталка в Шерегеше
Похоже, если начать кататься с европейских курортов, то оценивать потом российские очень сложно: сравнение всегда не в их пользу, начать хотя бы с масштабов (несколько холмов с перепадом метров 700).


Курорт явно активно развивается, новые подъемники, гостиницы. Мы там не очень подробно осмотрелись, но из сразу замеченных минусов: подъемники поделены по зонам, есть абонементы, есть разовые подъемы, на разные зоны могут быть отдельные карточки, не рядом с каждым подъемником есть касса. В общем, если вы катаетесь довольно мало (т.е. платите за каждый подъем), то приходится много заниматься математикой.

С едой проблем нет, ресторанов много, есть модные бургерные с вполне московскими ценами, есть более простые, но вкусные и не очень дорогие рестораны с русской кухней.

Продуктовый магазин только в поселке, 5 км, на такси 300 р. туда-обратно.

В Шерегеш едут за пухлым снежком и лесным фрирайдом, увидеть курорт в такую погоду мне не довелось, хотя один из нас был тут несколько раз по несколько недель лет 10 назад. Говорит, было чем заняться. Часть людей из группы остались там еще на три недели и явно не в первый раз:)


Разное
Перестежка с ходьбы на катание, конечно, на лыжах чуть быстрее, но разница не очень значительная.
Но, похоже, сплитборд требует больше внимания, больше деталей, с которыми что-то может пойти не так. Надо учитывать и проверять периодически.

У нас за день получалось не больше 3 подъем и спусков. Если надо тропить маршрут, то сложно сделать больше, если не надо, то при текущем световом дне, в теории можно сделать 4 подъема и спуска, если выходить чуть раньше (ну и не заниматься обучением и ходить в одном темпе), но есть шанс, что группа тогда быстрее устанет.

Одежда
Многослойность я уже давно практикую, но здесь мне обычно хватало двух слоев: термобелья и куртки (у меня без утеплителя). Во время долгих ожиданий очень помогает пуховка, которую можно быстро надеть на куртку и также быстро снять, и сунуть в рюкзак. Варежки тоже в два слоя: тонкие флисовые для ходьбы и «мелких» работ, сверху непромокаемая варежка (отогреть руки или ехать вниз и валяться в снегу). Вверх можно было ходить в одном термобелье (некоторые ходили в термобелье и флисе), но у меня в карманах куртки много полезного (чтобы не останавливаться и не лазить в рюкзак) и т.к. она без утеплителя, то просто ее расстегивала и открывала всю вентиляцию. Шлем тоже удобнее на подъеме убирать в рюкзак, хотя я это делала только на первом подъеме, потом лень было (но с ним жарче). Это всё актуально где-то на -10 градусов почти без ветра.

Ремонт
Ремонтная мастерская у нас работала почти каждый день, то камус не клеется, то стрепа порвется, то бабочка на камусе сломается, то винтик нужный потеряется, то с палками что-то, берите обширный ремнабор и моток расходника, если рядом нет магазинов (да и если есть, тоже берите)). Так нами были использованы: гвоздь, горелка, пассатижи, репшнур, части пластиковых бутылок, иголка с ниткой, скотч, клей, запасные детали.

Вот, например, новые крепления spark surge, которые пережили всего несколько спусков (4 дня не очень активного катания): треснула пополам широкая стрепа, раскаленным гвоздем сделали дырки и посадили на репшнур, владелец говорит, не замечает разницы в катании.


После возвращения обратились в магазин (Amplituda boardshop), где покупали эти крепления, там сказали, что гарантии на стрепы нет и нужно пользоваться аккуратно, особенно на морозе (facepalm). Нет, ну не поспоришь, а если их из дома не выносить, то и вообще есть шанс, что не сломаются. Крепления стоят 35 тыс без скидки, запасной набор стреп 4600. Производитель, кажется, оказался более клиентоориентированым и сразу же выслал почтой запасную стрепу (по крайне мере так говорит и трекинг это подтверждает, посмотрим, не сломается ли по пути).

Бабочка с репшнуром


У меня крупных поломок не было, только трещина на бабочке камуса, но и с ней всё нормально работало, ремонтировать не пришлось.

Расходы на 1 человека:
Перелет Аэрофлотом, Москва-Новокузнецк-Москва – 22 000 руб
Трансфер аэропорт-Шерегеш-аэропорт – 1250 руб с человека (в машине было 4 пассажира).
Трансфер Шерегеш-Междуреченск – 1000 руб с человека (в машине было 8 пассажиров).
Трансфер Междуреченск-аэропорт Новокузнецка – 1150 руб с человека (в машине было 3 пассажира).
Электричка Междуреченск-140 км 1 человек и 1 чехол (1 место багажа) 2 раза – 133*2= 266 руб
Такси в поселок в Шерегеш и обратно – 100 руб с человека (ездили втроем)
Все трансферы: 3766 руб
Катание с гидом, жилье в избе с поваром, двухразовое питание (8 дней), баня, заброска вещей снегоходом – 35 000 руб с человека
Еда (перекусы) – 1100 руб с человека
Еда рестораны в Шерегеше и аэропорту Новокузнецка (4 дня, 1-2 раза в день) – 4700 руб с человека
Еда (продукты на завтраки в Шерегеше) – 400 руб с человека.
Вся еда – 6200 руб
3 ночи в гостинице в Шерегеше на горе (трехместный номер) – 4200 руб с человека
1 ночь в гостинице в аэропорту Новокузнецка (трехместный номер) – 900 руб с человека
Скипас на несколько подъемов – 1100 руб с человека.
Итого с 1 человека:73 166 руб


PS Хотите, наверное, знать, при чем тут котенок?
А котенок развлекал нас дома как мог: вечером он держал всех в напряжении, когда учился покорять высокие ступени на второй этаж (периодически с них падая). А по утрам его всегда можно было встретить в лабиринте ботинок.


the end
Tags: freeride, freeride2018, kazyr, kazyr2018, russia, russia2018, sheregesh, sheregesh2018, siberia, siberia2018, ski-tour, ski-tour2018, snowboarding, snowboarding2018, travel, travel-useful-info
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments