Памиро-Алай 2014: все о лагере

Немного истории.
Памиро-Алай: Склоны Алайского хребта, ущелье Дугоба, Киргизия
Первый лагерь в этих местах был открыт ДСО «Узбекистон» в 1951, заезжали через Фергану (Узбекистан). Лагерь принимал до 200 человек, было несколько зданий, включая отдельную столовую.

После распада СССР, т.е. с начала 90х старый лагерь перестал существовать (здания остались, какие-то заняты пастухами, какие-то стоят пустые). Теперь клубы приезжают и живут либо в палатках на площадке у пупа Сельского, либо снимают домики, оставшиеся от военных, у которых здесь тоже раньше проходили сборы. Эти домики находятся чуть выше старого лагеря.

Одно из зданий лагеря

Старый лагерь

Заезд в лагерь
Прилет и сбор всех людей в Оше, кому надо - организуется ночевка она входит в стоимость. Ночевка тоже по эконом варианту с туалетом в отдельном здании, но номера чистые (хотя на обратном пути мы туда не поселились, а сняли чуть дороже в гостинице рядом с душем в номере, доплатили 200 руб с человека).
Первая ночевка была здесь, на обратном пути не фотографировала.

В 7 утра все грузятся в минивены и едут часа 2-3 до какого-нибудь города. Там завтрак и закупка овощей и фруктов в лагерь. Еще через 30-40 км начинается пограничная зона с Узбекистаном.

Лагерь находится на территории Киргизии, но автодорога к нему идет через анклав Узбекистана (километров 10 по нему надо проехать), и это может стать проблемой, не смотря на то, что и в Киргизию и в Узбекистан граждане РФ могут въезжать без виз и по российскому паспорту.

Вот посмотрите, как это на карте выглядит

И поближе, здесь как раз видно дорогу, по которой надо проехать через Шахимардан и дальше пойти пешком:

Пропуска и списки сюда делаются заранее (на пропуск просят перевести 1000 рублей где-то за месяц до поездки и указать данные того паспорта, по которому будешь въезжать, я ездила по загранпаспорту). Т.е. надо выехать из Киргизии, въехать в Узбекистан, проехать несколько километров и снова въехать в Киргизию (дорога там заканчивается и граница фактически сторожит уже горный массив). Этот погран.пост не имеет штампов, поэтому на выезде из Киргизии штамп ставить не могут (говорят иначе их уволят), а в Узбекистане хотят и готовы ставить штампы в любые документы (чего естественно им делать не дают). В общем, каждый раз бывает по-разному и с некоторыми пограничниками процесс налажен, а с новыми нет. Поэтому пришлось немного подождать, пока организаторы разбирались кто кому штамп ставить не будет, потом на узбекской границе (при наличии у них копий паспортов) придумали новую штуку: фотографировать людей на границе с развернутым паспортом (я думаю, что пограничники сразу в инстаграм постили, не знаю, зачем бы это еще нужно было).

Проехав несколько километров до выезда из Узбекского анклава, перед границе все взяли свои вещи и перешли границу с Киргизией (данные паспортов опять сверяли со списком). Вещи и еду с той стороны границы увозит ВАЗик, люди налегке идут километра 3, минут 40.

В лагере забираете свой рюкзак и заселяетесь в номер.
Мы проделали этот маршрут часов за 9, включая рынки и прочие орг.моменты. На обратном пути еще быстрее, часов за 6-7.

Это самый лучший вариант попадания в лагерь. Бывают нюансы, например, Узбекистан может не впускать, тогда есть пешеходные варианты от 8 до 20 км, в зависимости от количества осадков и все вещи придется тащить на себе.

Доставка вещей и еды.

Снаряжение
Одежду и ботинки везете вы, все остальное, в принципе, можно взять в прокат в лагере за небольшие деньги (типа 50-100 руб за всю смену), в основном, все с советских времен (вес соответствующий). У нас почти все было свое, брали только пару жумаров, да и те лучше бы купили. Если пользовался современным снаряжением, то, конечно, со старым лазить уже не хочется, но если еще своего ничего нет, и уверенности, что будешь заниматься этим дальше тоже нет, то можно ничего не покупать. Горелки и газовые баллоны на выход дают нормальные. Также мы брали свою палатку, хотя здесь их тоже выдают (спальники, кстати, тоже, но у нас опять же свои). Список необходимого снаряжения для проката лучше высылать заранее.

Страховка
Т.к. в международные страховки в лагере не верят, то все обязательно сдают в начале смены 1500 руб в общий котел, если несчастных случаев не было, всем деньги возвращают, если были, то вычитают потраченное. У нас были, вычли 600 руб.

Не верят, т.к. это Киргизия, вертолет не прилетит, в больницу лучше не ложиться, а сразу лететь в Москву. Т.е. спас.работы, если что, организует лагерь, сделают снимок в местной больнице, а дальше, если что, отправят в Москву. Вот на эти расходы сдаются деньги.

Я все равно покупала свою страховку. Обычно при занятиях экстремальным спортом страхуюсь в SOS International (их страховки продает «Согласие»). В данном случае я звонила в Sos Int и узнавала, есть ли у них представители в Киргизии, мы даже запрашивали их прямые координаты. Мой простой расчет говорит о том, 1500 руб * 20 человек – это 30 000 руб. Если мне надо будет просто сделать снимок и поменять билет, то этих денег, с одной стороны, хватит, с другой, в принципе, я и сама могу их заплатить, если уж что. Но если вдруг будет что-то более сложное, например, лететь мне надо будет не сидя, то расходы будут значительно больше и уже не покроются сданными в общий котел деньгами, именно на этот случай я и покупала страховку. Ну, а также на случай, например, репатриации (не родственников же подставлять). Хотя мне, конечно, обещали, что и спасательные работы будут проводиться, если что. Проверять работу страховой не понадобилось, так что не знаю, работает оно или нет.

Еда
Тут, конечно, многое зависит от повара и в разных сменах он может быть разным.
В базовом лагере кормят разнообразно (супы, каши, разные гарниры с овощными и мясными рагу, блины и т.п.) и обычно недостатка в еде нет (хотя у некоторых есть недостаток в мясе (особенно у мальчиков)). Бывает даже салат и фрукты, хотя выбор фруктов, которые готовы пережить транспортировку в горы и хранение был не самым лучшим, многое выбросили, т.к. испортилось, побилось. К чаю карамельки, пряники, печенье, утром еще бутерброды с сыром и колбасой. Но лично для меня вся еда слишком жирная, я давно так не ем. Приходилось иногда выбирать и есть гарниры без рагу, например, даже овощных (хотя я это все очень люблю), и совсем не из-за фигуры.

На перекусы дают бутерброды с салом (я сразу меняла на сыр), конфеты, сухофрукты (не все из них я ем), арахис. В общем, я не зря брала свои мюсли и орешки (мне не все орехи можно, а обычные конфеты я тоже не очень).

На выходы с ночевкой дают крупы, сгущенку, тушенку, рыбные консервы, хлеб, колбасу, консервированные горошки и т.п., пряники, печенье, конфеты, чай. У нас выходов было не много, так что обошлись так или иначе, но опять же сами мы берем совсем другую еду.

Еда и кухня

Столовая

В заветный час тут появляются кастрюли с едой, каждый накладывает себе сам. Шведский стол:)

Жилье
Каждый раз, попадая в такие места, я думаю: неужели нельзя прибить лишнюю полку или крючок, почему все вещи кучей надо хранить на полу?! Тоже самое с ванной и туалетом: всем надо мыть посуду, например, а куда поставить уже помытое и почему бы не поставить фейри, если надо жирное мыть холодной водой (на машине ведь завозят все), - остается без ответа.

Номера есть разные: по 2 и 3 человека, кажется, есть и больше, но не была в них, есть баня, душ (вода горячая, но т.к. при мытье нескольких людей подряд имеет свойство заканчиваться), туалет (на этаже в одном из 2 зданий и два уличных). Постельное белье и одеяла дают.

Вот о чем надо было бы предупредить, что посуду не дают. В списке были тарелка, кружка и ложка, но мы взяли походные облегченные минимальные варианты, а для обычной столовой тарелок пригодилось бы минимум две, да и ложки можно было взять обычные полноразмерные.

Связи в лагере нет. Телефон ловит только если подняться или спуститься (минут 7-10). GPRS от киргизского Билайна есть у погран.заставы или чуть выше, т.е. километра 2-3 вниз. Wi-Fi был заявлен, но на деле долго решали, сколько денег за него брать, т.к. на бесплатном в прошлогом году разорились. Под конец нашей смены придумали довольно сложную схему оплаты и озвучили цену: 8 руб за 1 мб. Брать не стали.

Есть бассейн (отвод горной реки, вода холодная, так что только окунуться для охлаждения в жару).

Наша комната (до того, как мы ровным слоем на все поверхности насыпали вещи)

Бассейн

Природа
В Альпах вся зелень заканчивается где-то после 2500м, на 3500 часто уже снег или ледник. Здесь до 4000 м часто снега нет, хотя может встретиться на северном склоне. Растительность до 3400м без проблем, очень много лимонника, отлично пахнет, когда идешь мимо.
А еще много коров на ближайших склонах со всеми вытекающими.

Погода
Первые дни до обеда было солнечно, после обеда облака или дождь (облака вершины и виды закрывают, конечно). А на второй неделе было солнечно и до обеда без облаков, а после малооблачно и облака высокие. Ночи/утра прохладные (особенно на 3000), в теньке тоже не жарко, на солнце, конечно печет, но после 3000 м часто дует ветерок. В общем, по климату мне было нормально. На выходе не повезло с погодой всего один раз.

Альп.книжки и категории
Т.к. это официальный альп.лагерь, то, делаться все должно по правилам федерации альпинизма. Например, нас не могут выпустить на более сложные маршруты, пока мы не закроем простые (например, 1б, где лазания практически нет, а по таким камням я и без страховки скакала не раз). То, что мы сами куда-то там ходили и аналогичное лазили, никого не интересует, раз без инструктора и в альпкнижке не записано. Поэтому мы, конечно, высказывали наши мнения по маршрутам, но только в рамках тех маршрутов, которые ходить нам разрешено.

Про разряд. Чтобы получить третий разряд надо совершить 5 восхождений (2 - 1Б, 2 – 2А, 1 – 2Б, при этом часть маршрутов могут быть более сложными (но не сложнее 2Б), и по решению инструктора учтены для разряда). Теоретически за две недели это можно успеть, но у нас одно восхождение не было засчитано, т.к. пошел дождь с грозой и на саму вершину мы не дошли. Правда, в целом, у нас цели получить разряд и не было, т.к. пока мы больше альплагерей не планируем, а значит альпкнижку показывать негде (разве что в некоторых спортмагазинах по ней дают скидку, но у меня туда и без книжки аналогичная скидка есть).

Если планировать еще поездки в альплагеря, то разряд лучше закрыть сразу, т.к. при незакрытом разряде, в другом лагере, вы опять можете попасть в группу новичков, а также первое восхождение должно будет быть наименьшей категории сложности, т.е. 1Б.

Выводы
За 11 дней можно совершить всего 4-5 выходов (обучение, акклиматизация, отдых, длинные подходы). Все ли будут успешные, еще зависит и от погоды. Это не так много. Интенсивность обучения очень зависит от инструктора.

Маршрутов на 2а и 2б не очень много. Ходить одинаковые горы с чуть разных сторон мне не интересно (это касается только новичков, людям с разрядами тут будет чем заняться).
В целом,, альп.лагеря - это явно не мое: я хочу всегда иметь возвожность участвовать в организации, иметь голос во время обсуждений планов, а также вкусно есть!;)

Странно, что инструкторы хотя бы для себя минимально не размечают маршрут, ведь в каждой смене есть те инструкторы, кто тут впервые и иногда промахиваются с заходом. Нет, они, конечно, пролезают все равно, но не всегда это бывает оптимально. Высоты вершин иногда знают +/- 200 м (обычно вершина оказывается выше заявленной), что, как мне кажется, надо знать, хотя бы для расчета времени.

Но места тут отличные, горы красивейшие, народу никого: внизу несколько пастухов, а в горах только наши группы.

Наверное, в идеале было бы акклиматизироваться в базовом лагере, а потом жить на пупу Сельского и оттуда ходить в разные стороны. Но, к сожалению, там много гор сложности 3А и выше, поэтому, если вы новичок, то вас туда не пустят, да вы и сами не везде полезете, а вот для второго разряда я уже придумала отличную программу без повторении и хождений на пуп и обратно.

Скальные занятия

Ночевка в палатке

Дальше будет больше фото и стандартные рассказы про маршруты.

Tags: dugoba, kyrgyzstan, mountaineering, mountaineering camp, mountains, pamiro-alay

• фрагменты

Недавно читала историю со счастливым концом с участием человека, который не только отлично выполнил свою работу, но сделал больше, чем надо,…

Заметила, что часто, когда люди пишут про какой-то активный спорт (особенно, если его рекламируют), то почти всегда есть пункт: "не так скучно, как…

Звонит телефон, беру трубку: - Наташа, привет, это Татьяна. - Вы ошиблись. - Нет, я не ошиблась. - Ладно, тогда, наверное, ошиблись мои родители и…