chertenka_13 (chertenka_13) wrote,
chertenka_13
chertenka_13

Category:

театральное

Месячный театральный улов.
Не уверена, что стоит настолько эмоционально разные спектакли описывать в одном посте. Но я придерживаюсь мнения, что кому интересно, тот прочитает.

Под катом о спектаклях:
«Приглашение на казнь» РАМТ
«Новый американец» МХТ Чехова
«Человек-подушка». МХТ Чехова
«Алые паруса» РАМТ



«Приглашение на казнь» РАМТ

Есть спектакли, которые можно смотреть, не прочитав оригинал. А есть те, после которых очень хочется знать, что там с оригиналом, потому что хочется знать, что из постановки – от режиссера, что от автора. Так было, например, с «Домом, где разбиваются сердца», такое же желание возникло после «Приглашения на казнь». В общем, чем больше сумасшедших на сцене, тем больше хочется узнать, кто же их такими сделал:)

Из вышесказанного понятно, что это произведение Набокова я не читала. Поэтому я исключительно про спектакль.

Цинцинната приговаривают к казни за непохожесть на окружающих людей. Сколько времени до казни – ему не сообщают. С женой сразу встретиться не дают, зато приводят другого осужденного, чтобы не так скучно было. Правда, этот осужденный оказывается его же палачом (решил поближе познакомиться). Зрителям показывают последние дни жизни человека перед казней. Только осужденный за непохожесть на других и несовместимость с этим миром человек, единственный, про кого мы можем назвать нормальным. Все остальные больше похожи на клоунов.

В отличие от шекспировского мира-театра, в этом произведении, весь мир цирк, а люди в нем клоуны, а тем, кто не имеет отношения к цирку, очень сложно среди них жить, да и выжить тоже.

Неоднозначные впечатления от спектакля.

Страничка спектакля ramt.ru/plays/.


«Новый американец» МХТ Чехова
- Что тебя удерживает? Эрмитаж, Нева, березы?
- Березы меня совершенно не волнуют.
- Так что же?
- Язык. На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это меня в ужас приводит.

«Завоведник», С.Довлатов

Спектакль поставлен по нескольким произведениям («Зона», «Заповедник», рассказы из «американского» периода).

Жизнь интеллигента в СССР: весело и с иронией написано и поставлено, если смотреть поверхностно, и безумного грустно и горько, если глубже. Хотя лично я, кто бы и как бы меня не убеждал, считаю, что алкоголь – это никогда не выход и оправдать пьянство невозможно ничем. Но это уже переход на личности, а я тут про спектакль.

Что касается самого спектакля, то он хорош! Возможно, в паре сцен немного переигрывают (или мне просто хочется верить, что не все не настолько плохо), но, в целом, это ерунда. Сергей (Дмитрий Брусникин) и Белова (Ия Саввина) очень хороши. А финальная сцена, поставленная «заключенными» просто великолепна! Эта постановка мне понравилась больше «Заповедника» в Моссовете.

Страничка спектакля: mxat.ru/performance/dovlatov.


«Человек-подушка». МХТ Чехова

Комментарии на «Афише» можно найти, конечно, шикарные:
«Вообще, не понимаю, кому может понравиться этот спектакль. На мой взгляд, это либо психически больные люди, либо зависимые от общего мнения - сказали, что это модно, значит, надо сходить и "проникнуться". Разве что еще можно недалеких людей приобщить к числу поклонников - ага, ругаются матом! Это хорошо, это продвинуто!»

«Сидела я в партере на 2-м ряду в окружении сумасшедших людей......... Гадость-гадость-гадость! Мат-перемат, разбросанные по сцене детские отрубленные пальцы вызывают рвотный рефлекс. Если в жизни мало эмоций, скучновато, мало в жизни проблем, то обязательно сходите :)»

«Херня. Талантливо поставленная ХЕРНЯ.»

«Очень, даже слишком хорошо поставлено, поэтому производит крайне сильное впечатление. Ощущение, что было сделано именно ради впечатления а не смысла, потому что воспринимать смысл во время спектакля из-за шока просто невозможно.»


По этим комментариям ставлю себе диагноз: недалекая, психически больная, скучно по жизни, эмоций мало. Вывод напрашивается сам - мне понравилось. Но обо всем по порядку.

Начну с постановки.
Отличная игра актеров! Даже полезла смотреть, кто играет Катуриана (Анатолий Белый) (обычно мне все равно, т.к. молодых я не знаю и ходить на кого-то специально все равно не буду), но Анатолий был настолько хорош, что мне даже стало интересно, в каких он еще спектаклях играет. Детишки тоже молодцы – так цинично улыбаться в их возрасте! Кстати, детей до 16 на спектакль не допускают.

Отлично реализована звуковая составляющая: как раньше для озвучки фильмов, когда подбирались предметы, издающие необходимые звуки, и в нужный момент подносились к микрофону. Так и здесь, с двух сторон от сцены сидели два актера с микрофонами и набором предметов и в нужный момент синхронно с актером на сцене рвали бумагу, усиливали звуки падающих предметов, льющейся воды.

С реквизитом тоже все в порядке, например, 1 детская слезинка, сделанная из прозрачного пластика, размером почти с девочку, была в тему.

Очень порадовал момент, когда после антракта Анатолий Белый вышел на сцену, начал свой монолог, а тут кто-то из опоздавших зрителей полез на свое место, поднимая всех на своем пути, он остановился, подождал, спросил «можно, да?» и продолжил: «ну так вот…». Я считаю, что также надо замолкать на звонках мобильных и всем: актерам и зрителям – укоризненно смотреть на говорящего «я в театре, сейчас не могу говорить».

Теперь про спектакль.
Я, конечно, либо совершенно не эмоциональна, либо все же нужно что-то посерьезнее, чтобы меня впечатлить, как девушку из комментариев выше, чтобы я не смогла воспринимать смысл.

Хороший и плохой полицейский беседуют с автором рассказов - Катурианом. Казалось бы, рассказы писать не запрещено. Но у этого автора практически во всех рассказах дети или умирают, или остаются калеками. Описывать такие вещи вроде бы тоже не преступление. Но вот какое дело, за последнюю неделю 2 ребенка было найдено мертвыми, и умерли они также, как в рассказах. Писатель ничего не знает об этих смертях. Зато рассказывает (сначала только зрителям), как появились именно эти рассказы. Когда он и брат были маленькие, родители поставили эксперимент. Одного мальчика, заинтересовавшегося литературой и писавшего детские добрые рассказы, растили как обычного ребенка, второго брата по ночам истязали, да так, чтобы младший слышал разные звуки, но не знал их происхождения. Как этот факт повлияет на его творчество? Да, именно так и повлияет, в рассказах будет больше жестокости и крови. А потом он однажды найдет записку от брата, написанную кровью. Он спасет брата (Михаэля), а родителей убьет. Михаэль так навсегда и останется в детстве из-за психологической травмы. Прошло лет 10 и Михаэль, решил проверить, возможно ли то, что описывает в своих рассказах брат. И он реализовывает то, что прочел.

Братьев должны казнить. А Катуриан думает лишь о том, чтобы его рассказы должны остаться после него. От них не должны избавиться. Это, всего лишь основная сюжетная линия, но и второстепенных в этой истории еще прилично.

Стоит ли писать о том, о чем даже страшно подумать? Стоит ли чья-либо изувеченная жизнь рождения писательского гения любого масштаба? Что вообще позволительно искусству? И есть ли для него табу? Должен ли автор нести ответственность за свои слова? И можно ли оправдывать свои поступки в уже сознательном возрасте, трудным и даже иногда страшным детством?
Это приблизительный список вопросов, которые так или иначе затронуты в спектакле.

Странички спектакля: mxat.ru/performance/man-pillow/ и www.pillowman.ru/.


«Алые паруса» РАМТ
Девушки обсуждают перед спектаклем, кто когда читал книгу.
- Я такую романтическую фигню не читаю (пауза), только смотрю, - говорю я.

Пока молодые пытаются добиться любви шантажом, взрослые мужики красят паруса, - мое краткое резюме после.

Прекрасный весенний мюзикл (пусть авторы спектакля так его и не называют). Конечно, голоса актеров обычного театра – это не голоса актеров, специально отобранных для дорогих проектов, идущих на отдельных сценах. Но лично мне это не сильно подпортило впечатления. В общем-то, кроме голосов, я больше ни к чему придраться и не могу. Разве что стоило бы изменить прическу/одежду Ассоль в 12 и 16 лет, да в одной из сцен для достижения нужного эффекта сделать свет мигающим.

А так, постановка, подбор актеров, сценография – все прекрасно.

Сюжет, наверное, всем известен: небольшой рыбацкий поселок, мать Ассоль умерла, ее воспитывает отец (Лонгрен). Он ни с кем не общается, его же обвиняют в убийстве владельца местного кабака – Меннерса. Убийство косвенное, Лонгрен не спас Меннерс не спас, когда, мог бы. Это была месть за жену, которой в свое время не помог Меннерс. Сын и жена Меннерса ненавидят Лонгрена. А вот в Ассоль Меннерс-сын влюбляется. Да только Ассоль ждет свою другую любовь. В детстве ей пообещали, что человек, которого она полюбит, приплывет к ней под алыми парусами. Но жизнь постоянно подбрасывает Ассоль события, которые склоняют Ассоль к отказу от надежды на то, что сказка станет былью.

Вообще, наверное, стоило бы еще Меннерса-сына сделать слегка более негативным персонажем. А-то после сцены объяснения в любви, можно было бы вполне уже и не ждать какие-то там паруса (или это у меня весна-весна), а самые главные его минусы показывают уже после этой сцены.

Кстати, стоит отметить то, как ставят финалы в РАМТе. Что в «Приглашении на казнь», что в «Алых парусах» - весьма эффектные восклицательные знаки.
После спектакля:
- Больше никогда не буду читать рецензии до спектакля, - говорит Катя, - а-то сидела и ждала все время эти паруса.
- Ну, скажи спасибо, что ты их всего два часа ждала, а не четыре года, как Ассоль, - говорю я.

Страничка спектакля: http://ramt.ru/plays/?content=item&item=665

Tags: theater
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments