February 9th, 2009

sad

человеческий зоопарк

И еще про север.

Одна из главных туристических завлекаловок севера (если верить вывескам экскурсионных бюро) – девушки рода падунг (народность племени Карен). С девяти лет девочкам каждый год и до замужества надевают по золотому ошейнику шириной полтора сантиметра, соответственно к 20 годам их шея становится непропорционально длинной, помимо этого если снять все ошейники, то девушка сразу же умрет, т.к. сломает шею моментально, сама она ее держать не может, мышцы атрофируются, плюс такую высокую они бы и вряд ли выдержали. В общем, если не видели, погуглите, в одном только ЖЖ за последний год была куча постов с фотографиями.

Я к этим девушкам ехать не собиралась, хотя некоторые мне и говорили, что это совсем не похоже на зоопарк, но я тут осталась при своем мнении. Девушки эти живут в резервации, у них нет документов, если им надо к врачу в город, надо просить разрешение у властей на выезд. Они не имеют права покидать деревню. У них нет выбора: жить такой жизнью или нет. Вообще, насколько я поняла,у власти в Таиланда сложные отношения со своими национальными меньшинствами. Но тут другая ситуация – эти девушки приносят деньги, ведь за вход в деревню надо платить (возможно, и за фото тоже, тут у меня противоречивая информация).

Если какие-то народы придумали себе какие-то странные обычаи – их дело. Но, имхо, у всех должен быть выбор. Когда его нет – это тюрьма, когда в тюрьму приводят зрителей – это зоопарк. Разговор об этом месте зашел у нас с датчанином (у дядечки дети моего возраста). Он меня спросил:
- Ну, а почему ты не хочешь составить собственное мнение? Ведь ты все знаешь только со слов других людей.
- Есть вещи, которые не обязательно сначала попробовать, чтобы знать, что это плохо. Тем более, если я попаду туда, значит, я уже заплачу деньги, а значит, никому не важно будет, понравилось мне или нет, я своими деньгами лишь подтвержу властям только то, что я готова платить за это. Если люди откажутся ездить в эти деревни и платить за это, возможно, национальный вопрос для этих девушек будет иметь другое решение. Я очень люблю наблюдать за другой жизнью, за жизнью, непохожей на нашу. Но если мое наблюдение лишает людей выбора – я от него готова отказаться.

Точно также я не поехала в храм с тиграми. Он недалеко от Канчанабури, и все, кто узнавал, что я была в этом городе, спрашивали про этот храм. Тут ведь по сути тоже самое. Тигр – свободное животное, он не пришел сам в храм, и не стал ласковой кисой, которую можно там погладить. Раз он такой, значит, с ним что-то сделали. Мне, конечно, очень хотелось бы погладить тигра и потрепать его за ухом, но не ценой того, что животное заставляют где-то жить насильно. И если в природе такое невозможно, то пусть и остается невозможным.

За всю поездку я очень жалею лишь об одной трате денег и посещении одного места – сингапурского зоопарка. Я избегала зоопарки во многих городах, а тут вот что-то нашло, захотелось. С единственным чувством, что мне всех их жалко, я вышла оттуда.

PS Шоу трансвеститов я отношу в эту же категорию. Считаю, что большинство с собой это делает (и ладно еще, если сами, а не родители) только из-за денег. Не будет интереса, будут выбирать другие профессии.
hi

забавное

Вот никогда бы не подумала, что можно ехать в аэропорт не будучи уверенной, что выбранный способ подойдет. Если бы мне сказали, что такое возможно, я бы еще пару дней назад сильно удивилась.

Рассказываю. За пару дней до вылета иду на сайт бангкокского аэропорта, чтобы найти информацию, как до него доехать. В разделе getting TO airport расписано больше десятка маршрутов не В аэропорт, а ИЗ него. С одной стороны, логично предположить, что теми же способами можно и в него добраться, с другой не все оказалось так просто. С такси, машинами в аренду все понятно, метро они все еще не достроили, остаются автобусы. Есть два типа: одни уезжают прямо из аэропорта и идут по 4 маршрутам, один из маршрутов имеет остановку чуть ли не у моего отеля. Логично было бы предположить, что обратно он должен идти тем же путем, но на ближайших остановках опознавательных знаков я не нахожу. Второй тип автобусов – городские, которые доезжают до специального терминала, откуда можно уехать на бесплатном шатле в аэропорт.

Сначала я пыталась узнать про первые автобусы, уж очень они мне были удобны и без пересадок на шатл, но ничего не вышло. Интернет молчал, ресепшен отеля и tourist information вообще посмотрели на меня как на ненормальную, когда я спросила, как на автобусе добраться в аэропорт. В отеле спросили: «А у вас что, вещей не много?» - «Не много», - ответила я, а про себя подумала: «Да еще и времени дофига».

В принципе, я знала, что еще миниавтобусы уходят чуть ли не каждый час с Khaosan road (улица, где селятся бэкпекеры в Бангкоке), но я жила не там и туда ехать мне было совсем неудобно.

Пораскинув мозгами, я подумала, что остаются городские автобусы, но хотелось все-таки хоть малейшего подтверждения. Я нашла официальный сайт автобусной компании Бангкока, по маршруту начала смотреть интересующие меня автобусы (их было всего два, это были те, до которых я могла доехать на метро или skytrain от гостиницы). Первый маршрут был расписан так, что из аэропорта автобус идет нормально, а обратно как будто бы до аэропорта не доезжает. Скорее всего ошибка, но проверять не хочется. Второй маршрут вроде бы был нормально описан, остановилась на нем.

Еще из вариантов был оккупировать номер и сказать ресепшену, что не уеду, пока не узнают, как на автобусе мне доехать до аэропорта. Но я от него отказалась.

После чекаута в 12 из гостиницы и до самолета у меня действительно было много времени. От идеи погулять по самому пеклу пару часиков, чтобы потом без душа ехать в аэропорт и еще черти сколько лететь, я отвергла. Поэтому у меня было время поэкспериментировать с автобусами и, если что, уехать на такси (которое не то, чтобы дорого, но просто быстрее (что мне не надо), да еще и не люблю я азиатское такси, если честно:)).

Я проехала 5 остановок на skytrain до Victory Monument, вокруг памятника круговое движение и около 6 точек с остановками автобусов. Схема была в метро. Моего номера 551 там не было. Пошла наугад. Пока шла, увидела живьем свой автобус, посмотрела, где у него остановка и пошла туда. На остановке (а их там несколько в одном месте) номера автобуса не было, но потом я заметила небольшую наклейку с самолетом и номером 551. Минут через 25 появился и сам автобус. Дальше все без приключений. Стоимость проезда: 25 бат/руб до автобусной остановки и 34 бата/руб до бесплатного шатла.

PS сижу в Сингапуре, жду пересадку (бангкокский аэропорт зажал бесплатный инет). Порт сверху все также прекрасен, как и в предыдущие 3 моих взлета-посадки здесь.
hi

транзитное

Нашла в сингапурском аэропорту машину, которая делает массаж ног. Бесплатно и офигенно клево. Т.е. я тут сижу с ноутом и бесплатным вай-фаем, а мне ноги массируют. Хорошо, что опаздывающих пассажиров разыскивают по громкой связи:)