Пальмира

Древнее название Пальмиры – Тадмор. Первое упоминание встречается на ассирийской табличке начала II тыс. до н.э. При римском императоре Тиберии (14-37) Тадмор стал платить подать римскому легату в Антиохии и получил новое название - Пальмира («город пальм»), а с 129 г. после визита императора Адриана - Адриана Пальмира. В 211 г. город был окончательно включен в состав Римской империи на правах полноценной колонии. Во времена Римской империи в Пальмире велись бои, она даже была разрушена до основания, но потом восстановлена. Арабы заняли Пальмиру в 634 г.

В начале X в. Пальмиру разрушило землетрясение. В XII в. возле города стали строить замки, но они не смогли отразить вторжение Тамерлана. Разрушенные дома и стены стало заносить песком. Для европейцев Пальмиру вновь открыли в 1678 г. В 20-х гг. XX в. начались раскопки. Значительная часть города до сих пор скрыта под песком. Вообще история Пальмиры интересна, и ее расположение на шелковом пути наложило свой отпечаток на город, его богатство, особенности быта, таможенных пошлин и многое другое (столб («тариф») с видами пошлин храниться в Санкт-Петербурге в Эрмитаже).

Утром 2 января мы отправились в Пальмиру. Друзья наши нам позвонили и сказали, что они хотят спать и не поедут, сирийцы, которые видели, что билет на 4-ых, смотрели на нас странно: купили билет и не поехали (цена билета, напомню, 50 руб).

Это по дороге

Автобус остановился напротив отеля, вошел человек и сказал по-английски, что это Пальмира, а автобус идет дальше в другой город. Что было ложью, конечно же. Я знала, что автовокзал находится за городом, а никак не в городе, а по тому, что вышли только бледнопузые, было понятно, что это проделки владельца отеля. Но рассудив здраво, что с автовокзала все равно брать в город такси и искать отель, мы решили проверить этот и еще один рядом с ним. В отеле мы встретили тех ребят, с которыми тусовались в аэропорту, они сказали, что отель нормальный, Мухамед (владелец) всем помогает, так что мы посмотрели комнату и остались.

Вид на цитадель от гостиницы.

Дома в городе

У музея

У Мухамеда там действительно все схвачено. Он организует и автомобильные экскурсии (конечно, дороже, чем вы бы сами взяли водителя на день), просит автобус забрать людей не со станции, а прямо из отеля, возит к бабуинам (250 руб с человека, шведский стол, национальная музыка, танцы, мы не ездили), раскуривает кальян и т.п. Правда, в другом городе нам сказали, что если девушка путешествует одна, то он к ней будет пытаться приставать. Подтвердить не могу, чего не видела, того не видела.

Итак, мы бросили вещи и пошли гулять. Прошли через нынешний город (на город это, правда, мало похоже), из города свернули к развалинам. Хочу сразу сказать, что в пустыне светило солнце, небо было голубым, песок желтым. Некоторые фото, те, что сделаны в даль – не отражают этого. Таковы уж особенности фотографирования в пустыне, видимо.

Храм Бела.
Построен при римском императоре Тиберии в I в. на древнем искусственном холме. Верховный владыка неба Бел отождествлялся с греческим Зевсом. В XII в. правитель Пальмиры превратил храм в крепость, а ворота переделал в бастион. Позднее население Пальмиры укрывалось за стенами храма от набегов кочевников. Вход платный (75 руб., по isic 5 руб).

Сохранившиеся орнаменты

Верблюды неподалеку

Везут камни

После храма мы собирались пройтись по остальным развалинам (в длину старый город чуть более километра), но тут откуда ни возьмись появился Мухамед и предложил экскурсию в гробницы. О моей слабости к этому делу многие знают. Но могу сказать, что ехать туда не обязательно. Мало что сохранилось, и открывают только две из них (самые большие). А по некоторым не сильно развалившимся можно полазить самостоятельно. Гробницы легко узнать (их там целая долина). Вот эти развалины – это они. Первое время хоронили над землей, но после грабежей стали хоронить под землей, были даже дома-могилы с внутренним двором, одноэтажным домиком и колоннадой.

Вот это одна из гробниц (они мало чем отличаются, просто одна над землей, другая – под). Места в ней сдавались. Если присмотритесь, то увидите такие засечки (ниши) в стене – туда задвигали тело (как в морге сейчас). Снаружи ставилась табличка. Место можно было купить или арендовать на некоторое время. У арендованных мест надписи были красным цветом. Если родственники не оплачивали местопребывание после истечения срока аренды, то тело выкидывали и место сдавали вновь.

После посещения гробниц, которые открывал специальный дядечка, он же брал денежку, всех собирались отвезти обратно к городу, а потом смотреть закат на горе у цитадели. Но мы решили сделать наоборот и пока светло отправились в цитадель.

Крепость (цитадель) Калат аль-Маани находится на холме (150 метров), построена в первой половине XVII века. Вход 40 руб / 2.5 руб по isic. Мы сделали правильный расчет и лазили там почти одни. Когда спускались – туда как раз пришли все, кто до этого ползал по городу, в итоге, по городу мы тоже бродили в одиночестве.
Вид с холма, на котором цитадель

Старая Пальмира сверху

Это единственный предмет мебели внутри.

Остальное все выглядит вот так. Лазить можно везде

Посмотрела на небо и поняла, что красивым закатом и не пахнет. Поэтому мы пошли по каменистой дороге вниз.

По старому городу мы гуляли, когда уже спустились сумерки. У меня есть очень подробное описание чуть ли не про все колонны, но приводить его я не буду (забыла рассказать про самую лучшую книгу по Сирии, отдельно потом напишу про нее и все путеводители, которые попались). Просто смотрите:

После прогулки вернулись в город, вкусно поужинали, зашли в инет-кафе, а потом я потащила sda опять на развалины искать театр, который был чуть в стороне, и мы его в темноте не заметили. Он упирался, но, видимо, не сильно. Театр нашли, правда, вход в него платный (40 руб/2,5 по isic) и поэтому он был закрыт со всех сторон (но дырочку поглазеть я нашла). Темень там, кстати, та еще, ведь подсвечены только колонны в самом начале. Набродившись, а некоторые намерзшись, мы отправились спать. Утром следующего дня мы уехали в Хомс, но будут еще фотодетали отдельным постом.

Tags: palmira, syria, travel

• бюрократическое

Заменила все права разом за один день (российские и международные). Тактика «если подождать, то и с новой справкой можно разобраться малой кровью»…

• новоселье

Переехала с народа. http://www.imp13.net. Не все описания поездок готовы, но многие вы читали не так давно. По всем поездкам есть общая информация…

• демографическое

На 26 году жизни я перестала быть единственной внучкой и племянницей. Теперь у меня есть двоюродная сестренка-конкурентка;) Врачи предвещали ей…